Тушков Александр Анатольевич
Северо-Восточная Азия как трансграничный регион: теория формирования, практика взаимодействия, перспективы развития
- Волынчук Яна Александровна
- Тушков Александр Анатольевич
- Севастьянов Сергей Витальевич
- Шинковский Михаил Юрьевич
- Волынчук Андрей Борисович
01.01.2009 - 31.12.2010 гг.
Федеральные (МинОбрНауки)
Министерство образования и науки
Исследование теоретических основ феномена трансграничности и процесса развития трансграничного сотрудничества в Северо-Восточной Азии
Результаты первого этапа исследования:- составлен список основных научных трудов по проблеме (126 ист.);- сформулированы теоретические принципы исследования трансграничных территорий;- определены основные рамки и эвристические особенности геополитического подхода к исследованию трансграничности;- обосновано использование понятий «трансграничность» и «трансграничный регион»;- определен научный подход понимания процесса трансграничное сотрудничество;- сформулирована исследовательская гипотеза о векторе развития Тихоокеанской России.Результаты второго этапа:1. Дана оценка геополитического потенциала СВА и его влияния на структурирование трансграничного региона, включая милитарную составляющую и силовой ресурс. 2. Разработаны и апробированы подходы к использованию географических методов исследования в вопросах локализации сложносоставных проявлений трансграничности.3. Обоснована необходимость учета объективных процессов экономического районообразования при выделении (районировании) трансграничных регионов.4. Определены характерные особенности трансграничных территориальных систем, проявляющиеся в специфическом структурировании внутреннего пространства региона.5. Установлена определяющая роль национальных интересов стран, составляющих трансграничный регион, в формировании основных трендов регионального взаимодействия в СВА.6. Определено значение институционализации трансграничных связей в развитии трансграничного региона Северо-Восточная Азия в современных условиях глобализации. Научные результаты, полученные в рамках выполнения второго этапа проекта, используются в учебном процессе. В результате работы модернизировано 12 учебных дисциплин. Методику расчета геополитического статуса можно использовать для сравнения трансграничных территорий, т.к. статус определяет стратегию поведения и эффективность трансграничного взаимодействия, в том числе и сотрудничества.