-- Правовая политика российского государства, ее приоритеты и принципы в условиях цифровой экономики и цифрового технологического уклада: концептуальные, методологические, отраслевые аспекты цифровизации права и правового регулирования

Авторы ВВГУ
  • Кравченко Артур Георгиевич
  • Овчинников Алексей Игоревич
Период:

07.01.2019 - 25.12.2019 гг.

Уровень проекта:

Федеральные (РФФИ, НФПК, РГНФ)

Направление:

Право и политика

Финансирование:

РФФИ

Цель проекта:

Правовая политика России, направленная на развитие цифровой экономики, предполагает разработку основных приоритетов, принципов, направлений, институтов, позволяющих добиться поставленных развитием цифровых технологий задач. В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года сформулированы задачи и цели построения цифровой экономики в контексте национальной экономической политики, безопасности и порядка. В июне 2017 года на ежегодном международном экономическом форуме, проводимом в Санкт-Петербурге, президент указал на необходимость разработать правовую основу для проникновения цифровых технологий в самые различные сферы общественной жизни. Поэтому исследование правовой политики с позиции цифровизации экономики представляет собой актуальное и важное для развития государства научно-исследовательское направление. Уровень значимости и научная новизна. Проект направлен на разработку концепции правового обеспечения цифровой экономики, механизма комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, разработку правовой основы для ее развития. Анализ основных тенденций развития правовой системы России в условиях цифровой экономики предполагает изучение концептуальных, методологических, аксиологических и технико-юридических аспектов развития правовой политики государства в условиях формирования нового технологического уклада. Одним из основных трендов развития права и экономики является их интегрирование в цифровой реальности. В проекте предполагается выявление новых форм и видов взаимодействия права в целом, отдельных правовых институтов, в частности, и современных экономических систем, претерпевающих радикальные изменения в связи с цифровизацией, а также разработка моделей правового регулирования их с целью повышения эффективности цифровизации права и экономики, предупреждения рисков. Важнейшими направлениями в развитии права следует признать формирование механизмов правового регулирования в области новых технологий, робототехники, цифровизацию правового регулирования, возникновение новых его направлений, методов и структур, прогнозирование ранее не известных регулятивных проблем в области цифровых технологий, развитие правового обеспечения предпринимательской деятельности в цифровой экономике, цифровых валют, трансформация права интеллектуальной собственности и др. Особенно важным является исследование рисков в связи с применением систем искусственного интеллекта в юриспруденции, правоприменении, средствах контроля за поведением человека. Ожидаемые результаты. Результатом проведенного исследования станет «Концепция правовой политики России в условиях цифровой экономики», законопроект «Цифровой кодекс РФ», необходимость которого очевидна в условиях цифровизации как экономики, так и самого права. Цифровизация затрагивает и трансформирует и само право, влияет на правопонимание, правовую культуру, правосознание, систему права, его отрасли и институты. Цифровизация судебной, нотариальной, правозащитной деятельности, информационные технологии в правоприменительной деятельности уже меняют представления о правовых процедурах, о правоохранительной деятельности, правоохранительной функции государства. Еще одним итогом проведенного исследования планируется разработка «Концепции цифровой безопасности РФ» и создание правовой основы использования цифровых технологий в государственном управлении, так как огромную важность имеет изучение и обоснование новых моделей государственного управления с использованием цифровых технологий. Всестороннее и научно-обоснованное использование информационных технологий в государственно-правовых и смежных с ними областями определяет уровень развития самого государства. В настоящее время, по-сути, информационная составляющая деятельности ограничивается техническим обеспечением создания нормативных и иных локальных актов и их последующего направления на исполнение, в то время, как цифровой аспект государства и гражданского общества должен основываться на таких цифровых ресурсах, которые бы обеспечивали внебюрократическое контактирование граждан с органами власти по вопросам обеспечения и защиты их частных прав. Планируется также разработать концепцию правового регулирования частноправовых отношений, осложненных цифровым компонентом (т.е., время, место, субъект, объект являются цифровым компонентом или связаны с сетью Интернет), разработать эффективный и сбалансированный механизм правового регулирования защиты персональных данных в условиях открытости и доступности государственных, муниципальных полномочий.