Калина Наталья Дмитриевна

Доктор культурологии, профессор
Кафедра дизайна и технологий, Профессор
8(423)2404300 доб.3314
ауд.8108

Ценностно-мотивационные и организационно-деятельностные основания профессионального образования в сфере дизайна: культурно-антропологическая, гуманитарно-художественная, кунструктивно-графическая модели компетентностей

Авторы ВВГУ
  • Леднева Татьяна Владимировна
  • Кравцова Татьяна Александровна
  • Поливанов Игорь Иванович
  • Гимаева Рита Маснавиовна
  • Алексеева Елена Владимировна
  • Кленина Алла Николаевна
  • Чернявская Валентина Станиславовна
  • Ягупова Марина Олеговна
  • Калина Наталья Дмитриевна
Период:

01.01.2011 - 31.12.2011 гг.

Уровень проекта:

Федеральные (МинОбрНауки)

Финансирование:

Министерство образования и науки

Цель проекта:

разработка и апробация ценностно-мотивационных и организационно-деятельностных оснований профессионального образования в сфере дизайна: культурно-антропологической, гуманитарно-художественной, конструктивно-графической моделей компетентностей.

Результаты:

Результаты первого этапа:1. Разработан учебно-методический комплекс. 2. Разработана теория гуманитарно-художественной компетентности дизайнера костюма. 3. Разработаны и апробированы в образовательном процессе вуза: модель, критерии и педагогические условия становления гуманитарно-художественной компетентности дизайнера костюма, как инструмент профессионального образования, раскрывающий взаимодействие информационного и инструментального компонентов компетентности, представляющих универсальный общекультурный контекст и индивидуальный художественный опыт, интеграция которых посредством актуализации рефлексивных способностей обеспечивает реализацию проектного образа. 4. Выявлены и теоретически обоснованы три педагогических условия развития гуманитарно-художественной компетентности будущих дизайнеров костюма.5. Проведен анализ востребованности компетенций дизайнеров на рынке труда, разработана база данных по категориям компетенций.Научные результаты, полученные на первом этапе в рамках выполнения проекта, могут быть использованы в образовательном процессе вузов и могут быть использованы в научных исследованиях аналогичной проблематики. Результаты второго этапа:Выделены психологические особенности потребителя – мотивации выбора одежды, как результата дизайн-проектирования. Разработаны профессиограммы: 1) дизайнера костюма на основе подходов к гуманитарно-художественной компетентности; 2) дизайнера в контексте обучения дисциплине «Рисунок» на основе подходов к конструктивно-графической компетентности. Модифицированы и реализованы экспериментальные программы для студентов специальности «Дизайн»: 1) по формированию конструктивно-графических умений «Рисунок»; 2) «Основы теории и методологии дизайн-проектирования». Определена психологическая проблема образования студентов – будущих дизайнеров, связанная с отсутствием категорий креативности, в качестве атрибуций успешности в структуре смысловой сферы преподавателей специальности «Дизайн».Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, используются в образовательном процессе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в преподавании существующих дисциплин ОПД и ДС специальности «Дизайн».Научные результаты, полученные на втором этапе в рамках выполнения проекта, могут быть использованы в образовательном процессе вузов и могут быть использованы в научных исследованиях аналогичной проблематики.Результаты третьего этапа:Разработаны аспекты теории конструктивно-графических умений студентов-дизайнеров. Исследованы взаимосвязи профессионально-значимых личностных качеств студентов-дизайнеров: креативность; социальный интеллект; самооценка. Результаты исследований показали, что студенты могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Разработаны педагогические условия адаптации будущего дизайнера к рынку труда.