Самойличенко Александр Константинович
-- Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников
- Самойличенко Александр Константинович
- Чернявская Валентина Станиславовна
- Малахова Варвара Романовна
- Черемискина Ирина Игоревна
- Шибаев Владимир Сергеевич
15.03.2017 - 31.12.2019 гг.
Федеральные (РФФИ, НФПК, РГНФ)
Педагогическая психология
РФФИ
Цель проекта - обоснование феномена самораскрытия способностей, раскрыть механизмы его формирования в контексте самоценности, смыслообразования, диалога, внутренней позиции старшеклассника. Предполагается, что самораскрытие способностей определяет последующее самоопределение профиля профессионального образования и деятельности. В основе исследования лежит методология экзистенциального анализа, теорий способностей, диалога. Межрегиональной группой исследователей будут выявлены внутренние и внешние факторы, которые позволяют предсказать (предикторы) результативность образования старшеклассников, не только в рамках оценочных категорий, показателей ЕГЭ, но и как самораскрытие способностей. В качестве внутренних- рассматриваются личностные качества, когнитивные характеристики и мотивация школьников подросткового, юношеского возраста; в качестве внешних- представления о роли образования, интерес к своему предмету, личностно-профессиональные качества и характеристики учителей- предметников, их способности и компетенции. С помощью статистических методов, математического моделирования выявляются составляющие эффективного прогнозирования учителем успешности ученика как в оценочной парадигме, так и в рамках концепции самораскрытия способностей, выборе учебно-профессионального направления развития старшеклассников и соответствующей адаптации в образовательной и социально-профессиональной среде. На базе образовательных учреждений из ряда регионов России: Москвы, Приморского края, Забайкалья, Новокузнецка будет проведено исследование и эмпирическая проверка предикторов саморазвития способностей старшеклассника и прогноза учителя относительно результативности образования в его (соответствующей его предмету) образовательной области и в соответствующем направлении профессионального образования.