Филипова Александра Геннадьевна

Доктор социологических наук, профессор
Лаборатория комплексных исследований детства, Заведующий научной лабораторией

Педагогический видеоблогинг: образовательный потенциал, коммуникации со школьниками и новый образ учителя

Авторы ВВГУ
  • Скрыпникова Екатерина Михайловна
  • Абросимова Евгения Евгеньевна
  • Малахова Варвара Романовна
  • Филипова Александра Геннадьевна
Период:

27.01.2023 - 31.12.2024 гг.

Уровень проекта:

Федеральные (РФФИ, НФПК, РГНФ)

Направление:

Социально-демографические и профессиональные общности

Финансирование:

Российский научный фонд

Цель проекта:

Видеоблогинг, реализуя коммуникативную и информационную функции, дал современным учителям новый формат интернет-коммуникации с учениками, стал площадкой развития их творческого потенциала и конструирования нового образа педагога.  Пандемия Covid-19 усилила интерес к онлайн обучению, в  том числе образовательным видеоблогам. Однако недостаточная изученность образовательного потенциала видеоблогинга приводит к его игнорированию со стороны агентов первичной социализации (родителей и педагогов), а зачастую провоцирует негативное отношение к видеоблогам и видеоблогерам.В ходе исследования, с одной стороны, будут концептуализированы основные понятия педагогического видеоблогинга, выстроены их онтологические связи и типологии, а с другой, изучены особенности самопрезентации, коммуникативные техники учителей-видеоблогеров, выделены «типы» учительских видеоблогов и специфика образовательного видеоблогинга как инструмента работы школьного учителя. Практики учительского видеоблогинга будут сравниваться с практиками, используемыми видеоблогерами, популярными в подростково-молодежной среде. В качестве основных методов сбора данных будут использованы анализ видеоблогов учителей, фокус-группы со школьниками, интервьюирование учителей, ведущих и не ведущих блоги, а также экспертный опрос. Экспертами выступят продвинутые учителя-блогеры из разных российских регионов,  исследователи видеоблогинга, преподаватели медиашкол и др. Локациями сбора данных  являются три российских города, характеризующихся развитой  информационной инфраструктурой и высоким уровнем медийной активности населения -  Владивосток, Новосибирск и Санкт-Петербург. Научная новизна проекта заключается в интерпретации смыслового поля педагогического видеоблогинга как процесса направленного не только на воспроизводство образовательного контента, но и на коммуникации со школьниками, изменение образа современного учителя. С блогосферы как инструмента для развития профессионального сообщества учителей и обучения школьников акцент переносится на взаимодействия учителя и ученика. Блогинг и  видеоблогинг могут стать хорошей площадкой для выравнивания позиций в диаде «учитель-ученик», установления партнерских отношений, повышения мотивации школьников к обучению, развития  их познавательной активности.Сформулированные в ходе исследования рекомендации будут ориентированы на специалистов, работающих с детьми, и будут касаться возможностей использования ресурсов видеоблогосферы для развития и актуализации образовательных потребностей  российских подростков

Результаты:

Сформулированные в ходе исследования рекомендации будут ориентированы на специалистов, работающих с детьми, и будут касаться возможностей использования ресурсов видеоблогосферы для развития и актуализации образовательных потребностей  российских подростков