Филипова Александра Геннадьевна
Педагогический видеоблогинг: образовательный потенциал, коммуникации со школьниками и новый образ учителя
- Скрыпникова Екатерина Михайловна
- Абросимова Евгения Евгеньевна
- Малахова Варвара Романовна
- Филипова Александра Геннадьевна
27.01.2023 - 31.12.2024 гг.
Федеральные (РФФИ, НФПК, РГНФ)
Социально-демографические и профессиональные общности
Российский научный фонд
Видеоблогинг, реализуя коммуникативную и информационную функции, дал современным учителям новый формат интернет-коммуникации с учениками, стал площадкой развития их творческого потенциала и конструирования нового образа педагога. Пандемия Covid-19 усилила интерес к онлайн обучению, в том числе образовательным видеоблогам. Однако недостаточная изученность образовательного потенциала видеоблогинга приводит к его игнорированию со стороны агентов первичной социализации (родителей и педагогов), а зачастую провоцирует негативное отношение к видеоблогам и видеоблогерам.В ходе исследования, с одной стороны, будут концептуализированы основные понятия педагогического видеоблогинга, выстроены их онтологические связи и типологии, а с другой, изучены особенности самопрезентации, коммуникативные техники учителей-видеоблогеров, выделены «типы» учительских видеоблогов и специфика образовательного видеоблогинга как инструмента работы школьного учителя. Практики учительского видеоблогинга будут сравниваться с практиками, используемыми видеоблогерами, популярными в подростково-молодежной среде. В качестве основных методов сбора данных будут использованы анализ видеоблогов учителей, фокус-группы со школьниками, интервьюирование учителей, ведущих и не ведущих блоги, а также экспертный опрос. Экспертами выступят продвинутые учителя-блогеры из разных российских регионов, исследователи видеоблогинга, преподаватели медиашкол и др. Локациями сбора данных являются три российских города, характеризующихся развитой информационной инфраструктурой и высоким уровнем медийной активности населения - Владивосток, Новосибирск и Санкт-Петербург. Научная новизна проекта заключается в интерпретации смыслового поля педагогического видеоблогинга как процесса направленного не только на воспроизводство образовательного контента, но и на коммуникации со школьниками, изменение образа современного учителя. С блогосферы как инструмента для развития профессионального сообщества учителей и обучения школьников акцент переносится на взаимодействия учителя и ученика. Блогинг и видеоблогинг могут стать хорошей площадкой для выравнивания позиций в диаде «учитель-ученик», установления партнерских отношений, повышения мотивации школьников к обучению, развития их познавательной активности.Сформулированные в ходе исследования рекомендации будут ориентированы на специалистов, работающих с детьми, и будут касаться возможностей использования ресурсов видеоблогосферы для развития и актуализации образовательных потребностей российских подростков
Сформулированные в ходе исследования рекомендации будут ориентированы на специалистов, работающих с детьми, и будут касаться возможностей использования ресурсов видеоблогосферы для развития и актуализации образовательных потребностей российских подростков