Малахова Варвара Романовна
Лаборатория комплексных исследований детства, Младший научный сотрудник
Центр научных исследований, проектов и программ, Научный сотрудник
Механизмы самораскрытия способностей подростков, как фактор академической успешности
- Малахова Варвара Романовна
10.02.2020 - 10.08.2020 гг.
Федеральные (РФФИ, НФПК, РГНФ)
Педагогическая психология
РФФИ
Исследование феномена самораскрытия способностей как фактора академической успешности подростка
1 Определение механизма самораскрытия способностей включает понимание способностей, влияющих на быстроту и легкость освоения деятельности, самореализацию. Самораскрытие способностей понимается как итог внутреннего диалога с собой, в результате которого школьник формирует представление о себе, как обладателе способностей, таким образом, личность включает в состав Я-концепции идею, связанную с наличием у него способностей. Механизм самораскрытия способностей представляет собой процесс, инициирующий включение способностей в Я-концепцию. Он осуществляет функцию переработки и упорядочивания, идентификации субъектного опыта, связанного с использованием способностей в деятельности.
2 Структурная организация механизма самораскрытия способностей представляет собой следующую систему элементов и взаимосвязей: в его основе лежит экзистенциальная исполненность, она позволяет информации о способностях быть принятой личностью. Функция рефлексивного опосредования, отбора и «валидизации» категорий способностей осуществляется метакогнитивной активностью, которая носит инструментальный характер, управляя собственными ресурсами. При определенных условиях через внутренний диалог с собой, человек конкретизирует типы способностей, виды деятельности, что позволяет ему осуществить самоидентификацию. В результате личность сообщает себе о своих способностях, что становится частью Я-концепции. Механизм самораскрытия способностей обеспечивает включение способностей и их характеристик в содержание Я-концепции личности, что является предпосылкой развития самоценности.
3 Механизм самораскрытия способностей обеспечивает обусловленность академической успеваемости внутренним интересом школьника. Результаты обучения в виде академической успеваемости взаимосвязаны с переживанием внутренней силы, удовлетворенности, самопринятия и осмысленности, что является основой экзистенциальной исполненности.
4 Подросток в процессе учения, овладевает своими познавательными процессами и возможностями, научается управлять ими, таким образом развиваются его метакогнитивные качества, они определяют легкость и быстроту преодоления возникающих трудностей. Результаты учения, связанные с академической успеваемостью, являются стимулом для развития механизма самораскрытия способностей, то есть между ними устанавливается взаимосвязь.
5 В результате совпадения сложности учебной задачи и метакогнитивных возможностей возникает состояние увлеченности, потока, что обусловливает удовлетворенность от учебной деятельности, а затем переживание самопринятия, смысла жизни, самоценности, что обеспечивает экзистенциальную исполненность.
6 Экзистенциальная исполненность и метакогнитивные качества обусловливают внутреннюю силу и ориентацию на учебную деятельность и ее результаты.