Солодухин Константин Сергеевич

Доктор экономических наук, профессор
Кафедра математики и моделирования, Профессор
Лаборатория стратегического планирования, Заведующий научной лабораторией

Разработка нечетко-множественных моделей и методов поддержки принятия стратегических решений в стейкхолдер-компаниях

Авторы ВВГУ
  • Солодухин Константин Сергеевич
  • Гресько Александр Александрович
  • Чен Андрей Яковлевич
  • Морозов Виталий Олегович
  • Лавренюк Кирилл Игоревич
Период:

22.05.2015 - 31.12.2017 гг.

Уровень проекта:

Федеральные (РФФИ, НФПК, РГНФ)

Направление:

Экономико-математические методы и модели

Цель проекта:

Разработка нечетко-множественных методов и моделей стратегического управления стейкхолдер-компаниями для всех основных этапов: стратегического анализа, разработки стратегии, формализации и операционализации стратегии

Результаты:

В рамках первого годового этапа проекта решалась задача разработки нечетко-множественных моделей и методов стратегического анализа стейкхолдер-компаний (организаций, для которых способность устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом заинтересованных сторон является условием существования). Необходимость разработки принципиально новых моделей и методов стратегического управления для стейкхолдер-компаний была вызвана особой природой и механизмами создания устойчивых конкурентных преимуществ таких компаний, необходимостью поиска компромиссов между противоречивыми интересами стейкхолдеров. Необходимость разработки нечетко-множественных моделей и методов стратегического управления для стейкхолдер-компаний связана с многогранностью отношений со стейкхолдерами, определяемых такими нечеткими (качественными, неоднозначными, трудно формализуемыми) характеристиками как удовлетворенность ресурсным обменом, взаимные ожидания, власть, законность, срочность требований, а также необходимостью учета субъективных представлений и ощущений стейкхолдеров как участников стратегического процесса. Изучение немногочисленных существующих нечетко-множественных моделей и методов стратегического анализа (различных нечетких модификаций SWOT-анализа, метода TOPSIS, методов построения нечетких лингвистических шкал экспертных оценок) показало их плохую применимость в ситуациях с несколькими конфликтующими «центрами власти», интересы которых не могут быть разделены точными границами. Вместе с тем, отдельные их составляющие могут быть использованы при разработке новых моделей и методов стратегического анализа стейкхолдер-компаний. Участниками проекта были разработаны следующие нечетко-множественные методы стратегического анализа стейкхолдер-компаний: нечеткие методы анализа стратегического (конкурентного) потенциала (нечеткий SWOT-анализ, нечеткий VRIO-анализ, нечеткий конкурентный анализ, нечеткий анализ ключевых компетенций), нечеткие методы анализа уровня человеческого капитала, нечеткие методы анализа сложившихся отношений компании со стейкхолдерами. В качестве задела на следующий этап разработаны нечетко-множественные модели выбора типов стратегий взаимодействия стейкхолдер-компании с заинтересованными сторонами, нечетко-множественная модель оптимизации инвестиций в человеческий капитал, нечетко-множественная модель выбора оптимального портфеля проектов компании с учётом запросов стейкхолдеров. Разработанные методы и модели были апробированы на примере университета, судоходно-топливной компании, территории, строительной компании-девелопера. Опубликованы пять статей в журналах, индексируемых РИНЦ (четыре из списка ВАК), семь статей и одни тезисы в материалах конференций. Исполнители проекта выступили с десятью докладами на трех международных конференциях.

В рамках второго годового этапа проекта решалась задача разработки нечетко-множественных моделей и методов выбора типов стратегий взаимодействия стейкхолдер-компаний (организаций, для которых способность устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом стейкхолдеров является условием существования) с заинтересованными сторонами в условиях неопределенности. Важность данного этапа связана с тем, что в основе стратегий организации всех уровней лежат, прежде всего, стратегии ее взаимодействия с каждой заинтересованной стороной. Необходимость разработки принципиально новых моделей и методов стратегического управления для стейкхолдер-компаний была вызвана особой природой и механизмами создания устойчивых конкурентных преимуществ таких компаний, необходимостью поиска компромиссов между противоречивыми интересами стейкхолдеров. Необходимость разработки нечетко-множественных моделей и методов стратегического управления для стейкхолдер-компаний связана с многогранностью отношений со стейкхолдерами, определяемых такими нечеткими (качественными, неоднозначными, трудно формализуемыми) характеристиками как удовлетворенность ресурсным обменом, взаимные ожидания, власть, законность, срочность требований, а также необходимостью учета субъективных представлений и ощущений стейкхолдеров как участников стратегического процесса. Участниками проекта были разработаны однопериодные и многопериодные нечетко-множественные модели и методы выбора типов стратегий взаимодействия стейкхолдер-компании с заинтересованными сторонами в условиях неопределенности. Кроме того, были разработаны новые нечетко-множественные модели оптимизации инвестиций в человеческий капитал стейкхолдер-компании, а также новые нечетко-множественные модели выбора оптимального портфеля проектов компании с учётом рисков, корпоративной социальной ответственности и запросов стейкхолдеров. Разработанные методы и модели были апробированы на примере университета, различных судоходных компаний, госкорпорации и торговой компании. Полученные результаты опубликованы в монографии, двух статьях в журналах, индексируемых СКОПУС, четырех статьях в журналах, индексируемых РИНЦ и входящих в список ВАК, и восьми работах в материалах четырех международных и одной всероссийской конференций.